Какое наказание предусмотрено за то, что не отвечать вовремя на запросы Соцзащиты в ГИС ЖКХ?

Автор: Мила Королёва

0

Что это вообще за запросы? 

Ещё не так давно, какая-нибудь условная Мария Ивановна, для получения субсидий, должна была получить массу справок об отсутствии задолженностей в УК и РСО, сделать к ним копии и предоставить их в соцзащиту. Это создавало большой объём бумажной работы как в соцзащите, так и в РСО и пр. Помимо этого, данный порядок влёк за собой расходы со стороны собственников на копии и пр, и увеличивал время обработки запросов.

С 1 января 2022 года после нескольких переносов сроков, вступила в силу ч. 2 ст. 1 № 442-ФЗ. Теперь данные о наличии или отсутствии долгов у собственников, желающих получать субсидий, УК и РСО должны предоставлять самостоятельно посредством размещения данных на сайте ГИС ЖКХ. Соцзащита же, в свою очередь высылает запросы об отсутствии или наличии задолженностей у того или иного собственника. Пока всё понятно, и в целом логично, но не обошлось без "подводных камней". 

Теперь Мария Ивановна, подает заявление на субсидию в соцзащиту, а соцзащита направляет запросы в организации, осуществляющие оказание жилищно-коммунальных услуг, подают на эти запросы ответы в установленные сроки, путем размещения информации на ГИС ЖКХ. 

Сведения о наличии или отсутствии у потребителя непогашенной задолженности по оплате ЖКУ размещаются в системе при соблюдении ряда условий:

  • исполнитель получил в системе запрос по конкретному гражданину от уполномоченного органа;
  • долг у собственника датируется не ранее, чем за 3 года до текущей даты;
  • сумма долга не погашена, а РСО обратилась в суд и имеет на руках исполнительный лист или судебный приказ по задолженности данного собственника.

Соответственно, если у собственника есть задолженность по коммунальным платежам, но УК или РСО не обратились по этому вопросу в суд, то задолженности для соцзащиты как бы и нет и этот вопрос остается только между УК и собственником. Если же организация обратилась в суд, но решение суда на момент получения запроса ещё не вступило в силу, то собственник так же имеет право на получение субсидий. Так же, информация вносится только по запросам, и о наличии и об отсутствии долга у собственника. 

Сроки и ответственность:

О новом запросе в личный кабинет организации автоматически поступает уведомление. Если со стороны компании не 6ыло предоставлено кому-либо права на работу с запросами о задолженности, уведомления будут приходить на электронную почту компании, указанную в ГИС ЖКХ. Система может формировать список запросов за сутки и отправлять их ночью на электронную почту.

В зависимости от размеров организации, ежедневно может поступать от одного-двух, до нескольких тысяч запросов! На каждый из которых нужно отвечать в установленные сроки.

На ответ по запросу, в соответствии с требованиями ст. 13.19.2 КоАП РФ даётся 5 рабочих дней с рабочего дня, следующего за днём получения запроса. Следовательно, если запрос получен в пятницу, субботу или воскресенье, отсчёт пяти рабочих дней начинается с понедельника, и до пятницы необходимо дать ответ.

В случае, если просрочить ответ на запрос, системой автоматически будет установлен статус: "Информация о задолженности отсутствует в ГИС ЖКХ". Может показаться, что этот статус означает, что система решила - у собственника просто нет задолженности, но это не так. Обычно, если Вы видите этот статус, это значит, что Вашей РСО или УК впереди предстоит ряд неприятностей, в виде административного наказания и прочие санкции.

За неразмещение или несвоевременное размещение информации в ГИС ЖКХ в установленный пятидневный срок предусмотрено административное наказание в соответствии с ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ: различные проверки и штрафы. В среднем размер штрафа составляет от 5000 до 10000 рублей. Вот только штраф начисляется за каждый отдельный случай. Соответственно, если организация, со среднем количеством запросов 50 шт./месяц, решит проигнорировать соцзащиту и не направлять уведомления, она получит штрафы за каждый из пятидесяти запросов. А если запросов больше? Согласитесь, сумма уже не кажется такой безобидной.

Главное, от ошибок не застрахован никто, ни крупные организации, с целым штатов сотрудников, отвечающих за данный функционал, ни маленькие компании, в которых один человек отвечает за весь функционал. Не говоря уже, что никто не застрахован от отключения света, проблем с интернетом и пр. И, увы, это не будет являться уважительной причиной для игнорирования ответа в соцзащиту. А чем больше компания, там больше запросов можно упустить и тем выше вероятный штраф.

Решение.

Чтобы не получить несколько административных штрафов на приличную сумму, отвечать на запросы нужно!

Вопрос в том, как Вы будете на них отвечать. На сайте ГИС ЖКХ предоставлена подробная видеоинструкция как размещать ответы о наличии или отсутствии задолженности за ЖКУ. Но на каждый запрос нужно будет ответить вручную и, как уже говорилось выше, никто не застрахован от влияния человеческого фактора и ошибок, которые он за собой влечёт.

Есть и более простое решение. Можно подключиться к нашему модулю "Автоматизированные ответы в соцзащиту", и теперь уже не Вы, а наша система в автоматическом режиме может за Вас отвечать на запросы, независимо от их количества в день. Согласитесь, дать вручную ответ на 10 запросов можно: проверить наличие ИД, заполнить всё по инструкции. Но когда таких запросов 1000, на ответы вручную нужен целый штат сотрудников. Наша система поможет Вам сэкономить ресурсы на более значимые и интересны

Задать вопрос