Как предъявить претензии застройщику на качество строительства?
1 июля 2022
Автор: Вера Белоусова
Покупка квартиры в новостройке - это всегда большое радостное событие. Но иногда это событие может быть омрачено неприятностями, предугадать возникновение которых при приемке квартиры невозможно. Например, дом сдался летом, а осенью протекла крыша или балкон, а может и того хуже - появилась плесень в квартире. Кому жаловаться и стоит ли рассчитывать на помощь застройщика, если акт приемки давно подписан?
К счастью, на все новые жилые дома законом установлена гарантия ( №214-ФЗ от 30.12.2004) : на строение - пять лет, на инженерные сети – три года. И застройщик обязан устранить эти недостатки за свой счет. Давайте разберемся, как заставить застройщика устранить дефекты, в каких случаях застройщик имеет право не проводить ремонт и кому нужно предъявлять претензии.
Итак, за что отвечает застройщик. Здесь два пункта:
- конструктивные элементы дома:
- трещины на стенах, на фасадах;
- провисание потолков;
- образование грибка, плесени;
- неправильная геометрия помещения;
- щели, отверстия, не предусмотренные конструкцией.
2. инженерные сети:
- затор в мусоропроводе;
- поломка лифтов;
- поломка вентиляции;
- протечка канализации;
- сбои в работе электропроводки, отопления, водопровода.
Также можно отнести еще несколько пунктов по отделке, если эти работы выполнял застройщик: неправильно установленные комнатные двери, кривые или лопнувшие окна, плесень и конденсат на стеклопакете, неровная стяжка пола, трещины в штукатурке стен.
В законе, конечно, нет гарантии на отделку, но в договоре указаны сроки и ответственность, поэтому его читаем очень внимательно.
Каковы же сроки гарантии?
Отсчет начинается с даты приема-передачи первой квартиры. Например, Вы приняли квартиру 1 апреля, а самый первый дольщик- 25 марта. Значит, гарантию нужно отсчитывать именно от 25 марта. Точную дату отсчета можно узнать в УК.
По гарантийным случаям мы разобрались, но есть случаи, на которые гарантия не распространяется. К таким случаям относятся поломки, к которым привели действия других лиц, а не застройщика. К ним относятся:
- нарушение правил эксплуатации;
- замененные или отремонтированные части здания или отделки;
- естественный износ здания и инженерных сетей;
- аварийные ситуации из-за действий жильцов или УК.
К гарантии не относятся инженерные сети и оборудование, которые устанавливал не застройщик.
Куда обращаться за устранением недостатков?
Недостатки, обнаруженные после приёмки квартиры, нужно зафиксировать и направить претензию застройщику. После отправки претензии не торопитесь делать ремонт и исправлять дефект своими силами.
Как оформить претензию?
- указываем своё ФИО, характер дефекта;
- составляем подробное описание дефекта в присутствии свидетелей и просим их расписаться;
- делаем подробные фото- и видеоизображения дефекта ;
- заказываем независимую экспертизу, если нужно доказать, что дефект случился по вине застройщика.
Сохраняйте чек об оплате экспертизы. Суд обяжет застройщика вернуть за неё деньги, если случай будет признан гарантийным.
Заказным письмом с уведомлением нужно направить застройщику претензию, фото- и видео-доказательства . Можно вручить лично, приехав в офис. Не забудьте подготовить для себя второй экземпляр претензии с подписью застройщика и сохраните уведомление о получении, если отправляли почтой. В принципе, на этом все, остается ждать ответа от застройщика.
Что делать, если застройщик не устранил недостатки в срок?
Если застройщик прислал отказ от ремонта или пообещал устранить дефекты, но не сделал это в установленный срок, вы имеете право обратиться в суд. Там вы сможете не только заставить застройщика исправить недостатки, случившиеся по его вине, но и потребовать уменьшить стоимость квартиры. В таком случае нужно составить иск, направить его со всеми письменными доказательствами (чеки, видео, фото) в суд по юридическому адресу застройщика. Этот иск будут рассматривать в течение двух недель.