Сараи и гаражи на придомовой территории. Как оформить собственность. Кому они принадлежат и что с ними делать если мешают?

Автор: Елена Житникова

0

В настоящее время во дворах  многих многоквартирных домов до сих пор стоят сараи и хозяйственные постройки, которыми мы пользуемся. При этом часто никаких документов на них нет.

Если постройки входят в состав общего имущества, то необходимо оформить на ОСС и внести изменения в данные ЕГРН. Также необходимо включить плату за содержание таких построек в размер платы за жилое помещение. Если они никак не оформлены, стоят на муниципальной земле, то жители, которые ими пользуются, могут обратиться в суд с иском.

Оформить такие объекты в собственность можно на нескольких основаниях: легализация постройки или же приобретение права на неё по приобретательной давности. Бывает так, что лица, которым сарай передавался, давно уже не живут в доме, и постройка заброшена. Тогда при пожаре или её обрушения суд может решить, что сарай отвечает признакам общедомового имущества, а управляющая организация ненадлежащим образом содержала его или вообще за ним не следила.

Зачем нужно оформление гаража?

Регистрация построек на придомовой территории, выполняется с целью присвоения прав владения. Юридически оформленное здание помогает решать проблемы, возникающие со стороны других жильцов или государственных инстанций.

С 1 сентября 2021 года вступил в силу закон, который дает возможность зарегистрировать право собственности на гараж в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Документ предусматривает возможность оформления не только самого гаража, но и еще бесплатного предоставления земли под ним.

Оформить гараж в собственность можно при соблюдении следующих условий:

  1. Гараж является капитальным (имеет прочную связь с землей);
  2. Гараж построен до вступления в силу действующего Градостроительного кодекса РФ (до 29.12.2004);
  3. Гараж не признан самовольной постройкой по суду.

И так, прежде чем заниматься оформлением гаража, важно изучить характеристики таких объектов. Регистрация прав проводится в обязательном порядке, если постройка относится к понятию недвижимости.

Существует несколько вариантов оформления гаража в собственность: покупка недвижимости у другого человека или самостоятельно строительство объекта на земельном участке. Если мы приобретаем имущество у другого лица по стандартному договору купли-продажи, то регистрация проводится через отделение МФЦ по месту жительства. Процедура оформления будет сложнее, если проводилось строительство данного объекта.

Выделяют следующие виды сооружений:

  • Комплексные — представляют собой часть единой постройки, состоящей из большого количества автомобильных боксов.
  • Капитальные — постройки с прочным основанием, для строительства которых используются дорогостоящие и качественные материалы. Такие гаражи рассматриваются как полноценные недвижимые объекты.
  • Гаражи-стоянки — специальные полуоткрытые площадки, предназначенные только для парковки транспортных средств.
  • Металлические гаражи, выступающие в роли отдельно стоящих конструкций. Сооружения из металла можно с легкостью разбирать и переносить в другое место.

Документы в основном оформляют на первые 2 вида, поскольку они являются более дорогой недвижимостью и оформлять ее выгоднее для собственника.

Запросить официальную лицензию вы можете в комиссии по архитектуре и строительству. Для этого вам потребуется предоставить определенный перечень документов и заявку. Еще легализовать самовольно возведенную постройку можно при вынесении положительного решения судебным органом. Если в суде подтверждаются права собственности, то муниципалитет и другие жильцы не вправе снести гараж.

Для обращения в суд по данному вопросу необходимо иметь отказ в местных уполномоченных органах. При желании легализовать возведенную конструкцию следует убедиться, что гараж по всем критериям соответствует актуальным законодательным нормам и правилам. Сооружение также не должно создавать препятствия для других лиц и проезда транспорта.

Получив выписки из ЕГРН на земельный участок и гараж, вы становитесь его собственником официально.

Как правильно оформить снос объектов недвижимости?

Любая вещь рано или поздно может прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются исключением – они точно также могут разрушаться. Процедура сноса объектов капитального строительства с августа 2018 года подверглась изменениям: если раньше для этого достаточно было подготовить акт о сносе, то сейчас перед подготовкой акта необходимо уведомить орган местного самоуправления.

Снос объекта капитального строительства – это ликвидация объекта капитального строительства путем разрушения, разборки или демонтажа объекта. Так, если снос здания осуществляется на основании решения собственника объекта, то в этом случае необходим проект по организации сноса данного объекта (ч. 2 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ). Право разработать данный проект имеет только специалист по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр указанных специалистов.

За семь рабочих дней до начала сноса, собственнику по закону необходимо предоставить в орган местного самоуправления (по месту нахождения объекта) уведомление о планируемом сносе объекта.

Сделать это можно при личном обращении, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо почтовым отправлением или с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Далее, для снятия ликвидированного объекта с кадастрового учета с одновременной регистрацией прекращения права на него вам необходимо будет обратиться к кадастровому инженеру для подготовки акта, который будет являться документом, подтверждающим прекращение существования данного объекта недвижимости.

Задать вопрос