Прямые договора. Что это? Какой порядок заключения?

Автор: Мария Букреева

151

Прямой договор – это договор собственников жилья с ресурсоснабжающей организацией (РСО). Он означает, что собственники квартир в МКД напрямую, минуя бухгалтерию ТСЖ/УК, платят поставщикам коммунальных услуг.

Прямые договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ (а до их утверждения – в соответствии с нормами жилищного законодательства), при этом заключение договора в письменной форме не требуется (ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ). Законодательство утвердило типовые условия договора поставки коммунальных ресурсов. Теперь гражданам предложен образец, заполнив который, они могут получать коммунальный ресурс и платить за него прямо поставщику. Это значит, что можно не бояться, то ТСЖ/УК вдруг обанкротится и исчезнет вместе с деньгами, предназначенными на оплату услуг.

Для перехода на прямые договоры собственники помещений МКД должны на общем собрании принять решение о заключении прямых договоров непосредственно с РСО. В протоколе общего собрания собственников помещений должна быть указана дата перехода на «прямые» договоры.

Параграф 6 главы 30 ГК РФ предусматривает возможность прямых договоров между РСО и гражданами. На снабжение тепловой энергией, холодной и горячей водой, газом нормы об энергоснабжении распространяются, если иной порядок не установлен законом или иными правовыми актами.

Схема оплаты услуг

Рассматривая потребителя коммунальных услуг, для него нет сильной разницы — платить напрямую поставщикам или через посредников. То есть гражданин выбирает сам, каким образом ему оплачивать. Если есть опасения относительно недобросовестности УК, то, конечно же, лучше принять решение на общем собрании и перейти на прямые договоры.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг оплата услуг в пользу РСО допускается только при наличии у потребителей приборов учета. Условие об этом и о том, что обязанности, права и ответственность управляющей жилищной организации и потребителей сохраняются, отражаются в договорах с ней. Такие платежи при отсутствии индивидуальных приборов учета неправомерны.

Одна из главных причин по которой коммунальные предприятия переходят на прямые договора – это то, что они получают платежи населения напрямую, а не от муниципальных предприятий - посредников. Все потому, что население наиболее аккуратные плательщики, что позволяет РСО при переходе на прямые договоры получать денежные средства своевременно и в полном объеме.

Чаще всего такой переход выгоден лишь РСО и имеет существенные недостатки. Подобная практика ставит потребителей в невыгодное положение и существенно ограничивает их возможности по отстаиванию своих прав в случае нарушения ресурсоснабжающими организациями обязанностей по договору.

При прямых договорах затрудняется контроль за соблюдением прав и интересов потребителей, возможность привлечения нарушителей к гражданско-правовой ответственности, а также возможность снижения размера оплаты в случае ненадлежащего выполнения договорных обязательств по срокам, объемам и качеству поставки ресурсов.

Бесспорно, отдельный гражданин наиболее не защищен при решении разногласий между ним и РСО. При нарушении прав потребителя ему тяжело вести дело с организацией, имеющей штатных экономистов, юристов и других специалистов.

Чаще всего положительное решение вопроса происходит только у отдельных потребителей ("активистов"). А в отношении других остается без решения. Большая часть граждан не понимает, что его права могли быть нарушены и в чем именно состоит его нарушение. К сожалению, правовая грамотность потребителей пока не имеет широкого распространения. Большинство потребителей или не знают о нарушении своих прав (например, незнание предельно-допустимого суммарного периода отсутствия горячей или холодной воды в течение расчетного периода, незнание температурных пределов, нарушение которых может быть квалифицировано как полное отсутствие коммунальных услуг снабжения горячей водой или отопления и т.п.). Часто они не знают, к кому обратиться с претензией: к управляющей, жилищно-эксплуатационной или ресурсоснабжающей организациям, в органы местного самоуправления или к другим лицам?

Многие потребители не верят в реальность "найти справедливость" и в возможность быстрой, эффективной и надежной защиты своих прав или не хотят тратить на это силы, время и нервы, а также по другим подобным причинам. В случае же, когда от имени жильцов многоквартирного дома выступает управляющая компания или жилищная организация, эти структуры выполняют обязанности по защите интересов всех жильцов. Эти организации способны защитить права и интересы потребителей более квалифицированно, чем отдельно взятый потребитель. Несомненно, это "невыгодно" ресурсоснабжающим организациям, и их стремление в ущерб интересам потребителей уйти от всеобъемлющего контроля понятно.

Задать вопрос