Организация системы раздельного учета расходов в МКД
3 декабря 2024
Автор: Александр Ромащенко
Организация системы раздельного учета расходов в МКД: прозрачность и целевые взносы
В сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) организация системы раздельного учета расходов является критически важной задачей. Это позволяет обеспечить прозрачность финансовых операций, гарантирует целевое использование средств и помогает управляющим компаниям (УК) эффективно управлять многоквартирными домами (МКД). В этой статье мы рассмотрим основные аспекты организации раздельного учета расходов в МКД, а также важность прозрачности и целевых взносов.
1. Учет расходов на услуги управления МКД
С 1 сентября 2014 года услуга управления МКД была выделена в отдельную категорию в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ). Это обусловлено тем, что каждая управляющая компания осуществляет управление по каждому отдельному многоквартирному дому как самостоятельному объекту управления.
Расходы на услуги управления МКД должны отражаться на счете 20 «Основное производство», а не на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Это связано с тем, что управляющая компания является основным исполнителем по управлению домом, что является источником ее доходов. Следовательно, все расходы, связанные с управлением, должны быть четко отражены в бухгалтерском учете.
2. Правила ведения раздельного учета
Раздельный учет расходов является обязательным для всех управляющих компаний. Он включает в себя разделение расходов на различные виды деятельности, в том числе на управление МКД, содержание и ремонт общего имущества, а также коммунальные услуги. Это позволяет точно отражать расходы на каждую конкретную услугу и обеспечивает прозрачность финансовых операций.
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000), счет 26 «Общехозяйственные расходы» используется для обобщения информации о расходах, не связанных напрямую с производственным процессом. Однако расходы на управление МКД не должны включаться в этот счет, поскольку они являются основным видом деятельности УК.
3. Отражение затрат на управление МКД
Расходы на управление МКД должны отражаться на счете 20 «Основное производство». Использование счета 26 «Общехозяйственные расходы» для этих целей является неверным и может привести к сложностям при дальнейшем распределении этих расходов. Согласно п.9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», затраты на услуги управления МКД, отраженные на счете 26, могут ежемесячно списываться двумя способами: в качестве условно-постоянных или в себестоимость работ или услуг (Дт 20, 23, 29), но это не рекомендуется.
4. Раздельный учет доходов и расходов по коммунальным услугам
Раздельный учет доходов и расходов по коммунальным услугам также является важным аспектом финансового управления в МКД. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, объем коммунального ресурса, который должна оплатить управляющая организация, определяется по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ).
Управляющая компания должна разделить коммунальные ресурсы на следующие виды:
- Коммунальные услуги по показаниям приборов учета, среднему значению или нормативу;
- Коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КРСОИ) в пределах норматива на КРСОИ;
- Коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КРСОИ) сверх норматива на КРСОИ.
5. Льготы по налогообложению
Раздельный учет также позволяет управляющим компаниям воспользоваться льготами по налогообложению. Согласно статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, доходы, полученные от собственников помещений в МКД в качестве платы за коммунальные услуги, не учитываются при определении объекта налогообложения. Аналогично, расходы на приобретение коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций (РСО) для оказания указанных услуг также не учитываются.
6. Отчетность о выполнении договора управления
Ежегодно в течение первого квартала управляющая организация должна размещать в Государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ) отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Этот отчет включает в себя сумму доходов и расходов, полученных за оказание услуг по управлению всеми МКД. Отчет должен подтверждать, что полученная экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и работ, что подтверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Прозрачность и целевые взносы
Прозрачность финансовых операций является ключевым аспектом эффективного управления МКД. Раздельный учет расходов позволяет собственникам и потребителям четко понимать, как расходуются их деньги. Это также помогает управляющим компаниям вести целевое использование средств, гарантируя, что каждый взнос направлен на конкретную услугу или задачу. Кроме того, произведенные работы должны быть подтверждены собственниками МКД путем подписания акта выполненных работ, что добавляет прозрачности и доверию к управляющей компании.
В заключение, организация системы раздельного учета расходов в МКД является неотъемлемой частью финансового управления в сфере ЖКХ. Это обеспечивает прозрачность, целевое использование средств и помогает управляющим компаниям эффективно управлять многоквартирными домами.
Заказать целый год обновлений реестра собственников жилья по цене одного создания реестра можно на нашем сайте в разделеличный кабинет.