Ограниченное вещное право. Оперативное и хозяйственное управление недвижимостью

Автор: Мила Королёва

0

Иногда, при заказе реестров собственников или выписок из ЕГРН, не так легко разобраться, что именно там указано, и по какой причине. Наряду с правом собственности, законодательство Российской Федерации предусматривает и другие инструменты, регулирующие имущественные вопросы. Давайте более подробно познакомимся с некоторыми из них: право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В обоих случаях собственником имущества выступает Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования. В целом, на этом и том, что эта форма владения не является абсолютной, сходства заканчиваются.

Ах да! Обе эти формы относят к ограниченному вещному праву, пережитку Советского прошлого, некоему атавизму из времён, когда право собственности считалось чем-то постыдным, неприличным и неправильным.

Право хозяйственного ведения, мы более подробно рассмотрим в другой статье.

Право оперативного управления, как правовой инструмент впервые было введено в законодательство в 1961 году, изначально только для обозначения имущественных прав государственных организаций. С 1981 года его действие было распространено кооперативные, государственно-кооперативные и межколхозные предприятия. Оперативное управление продолжает использоваться в государственных учреждениях и казенных предприятиях.

Право называется оперативным по единственной  причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий, операций. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.

При данной форме управления, субъектами вещного права выступают государственные и муниципальные казенные предприятия и бюджетные учреждения (которые и так учреждаются государством), только юридические лица. Если говорить более понятным языком, государство даёт своим учреждениям в пользование движимое и недвижимое имущество, это не аренда, за аренду платят арендную плату, в нашем же случае, государство создает учреждение и на баланс его переводит здание. Учреждение государству не платит арендную плату, так как, по факту они имеют «один карман», один источник финансирования.

Если учреждение осуществляет какую-то коммерческую деятельность в этом здании, разрешенную в соответствии с целями его создания, то государство участвует в доходах от этой деятельности. Но как таковой платы за имущество нет, собственно, это главное отличие от аренды. Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника, доверенного лица или организации. Данный экономический механизм позволяет получать выгоду от оборудования, которое не находится в пользовании, путем передачи его третьим лицам на установленных условиях условиях.

Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности подразумевает, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление представляет собой очень ограниченные возможности субъекта.

Какими правами обладает собственник по отношению к имуществу?

Собственник вправе изъять лишнее, неиспользуемое недвижимое имущество, а так же вправе решать какое имущество признать таковым.

Вправе распределять доходы, приносимые данным предприятием. Предприятия обладают очень ограниченными полномочиями, поскольку владелец может в любой момент распорядиться имуществом на собственное усмотрение.

Если условия пользования были нарушены, владелец обладает правом изымать материальные ценности. В этом случае, проводится специализированная проверка,  в ходе которой составляется акт, подтверждающий нецелевое использование.

Процедура регистрации.

Несмотря на подобную форму «недовладения – недоаренды», право оперативного управления необходимо регистрировать в Росреестре.  Государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий на объекты недвижимого имущества, которые находятся в государственной собственности, рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Для регистрации нельзя представить, заключенный по результатам торгов в электронной форме, контракт, так как возможность представления документов на государственную регистрацию в электронной форме не предусмотрена.

Примеры применения оперативного управления:

Чаще всего, как было сказано ранее, основным собственником является Российская Федерация, которая передает имущество на управление следующим субъектам:

  • библиотекам;
  • школам и вузам;
  • больницам:
  • заводам;
  • сельхозпредприятиям.

Список учреждений и возможных казенных предприятий огромен: он включает академии, научно-исследовательские центры, авиастроительные компании и фермы.

Оперативное управление — это государственный инструмент по созданию подчиненных организаций.

Пример: Допустим, Федеральному казенному учреждению архиву МЧС России передали здание и компьютеры с мебелью в нем, в оперативное управление. Пока помещение, мебель и оборудование  используется для целей ведения архива МЧС, никаких разночтений нее возникает. Если архив решает часть здания вместе с мебелью сдавать, пусть будет, автошколе, без согласования с собственником, а собственник выявляет данный факт, то у архива, при доказательстве нецелевого использования, могут отобрать  мебель, оборудование и даже помещение.

Отношение к движимому имуществу

  • Имущество передается с четкой целью его использования, что находится под контролем собственника
  • Собственник может посчитать, что он дал слишком много компьютеров, мебели, либо иного оборудования, и забрать ту часть, которую считает лишней.

В следующей статье мы подробно рассмотрим право хозяйственного ведения и альтернативы, которые могут прийти на замену этим видам вещных прав.

Задать вопрос