Новые требования к установке и обслуживанию домофонов в МКД

Автор: Александр Ромащенко

71

Новые требования к установке и обслуживанию домофонов в МКД

В последнее время установка и обслуживание домофонов в многоквартирных домах (МКД) стали предметом активного обсуждения среди собственников и управляющих компаний. Вопросы об установке и оплате домофонов часто вызывают недоумение и споры, особенно когда речь идет о соблюдении юридических норм и прав собственников. В этой статье мы рассмотрим новые требования к установке и обслуживанию домофонов в МКД, основанные на последних законодательных актах и практике.

1. Порядок установки домофонов

Установка домофонов в МКД возможна только в двух случаях: либо это предусмотрено договором управления МКД, либо соответствующее решение принято на общем собрании собственников (ст. 44 ЖК РФ). Домофоны входят в состав общего имущества МКД, поэтому любые решения о их установке или замене должны приниматься на общем собрании собственников.

2. Согласие собственников

Для установки или замены домофона необходимо согласие всех собственников квартир в МКД. Решения о пользовании общим имуществом в МКД принимаются большинством голосов, не менее чем 2/3 от общего числа голосов всех собственников помещений в данном доме (ст. 44 ЖК РФ). Без такого решения управляющая организация не имеет права устанавливать или заменять домофоны.

3. Обслуживание и содержание

Договор управления МКД может не предусматривать техническое обслуживание домофона в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества. В этом случае для начисления платы за обслуживание необходимо решение общего собрания собственников, согласно которому собственники могут заключить договор на обслуживание домофона либо напрямую с подрядной организацией, либо со своей управляющей организацией (ст. 155 ЖК РФ).

4. Обязанности подрядной организации

Подрядная организация, осуществляющая техническое обслуживание домофонных систем, должна поддерживать оборудование в рабочем состоянии, принимать заявки на ремонт домофона или его отдельных составляющих, отправлять мастеров по фактам обращения жителей, выявлять и устранять неисправности, настраивать оборудование, осуществлять его регулировку, заменять неисправные детали и в срок заменять функциональные узлы.

5. Определение стоимости обслуживания

Стоимость технического обслуживания домофона определяется договором на оказание услуг и выполнение работ подрядной организацией. Управляющая организация должна обеспечить, чтобы размер платы за обслуживание был обоснован и включался в тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД. Любой собственник может обратиться в управляющую организацию и запросить расшифровку статьи на содержание и ремонт общего имущества (п. п. 10, 10.1 ст. 161 ЖК РФ).

6. Правильное проведение общего собрания

Проведение общего собрания собственников для решения вопроса о включении платы за обслуживание домофона в платёжный документ должно проводиться в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Собрание может проводиться с помощью сервиса «ОСС на 100%», что позволяет собственникам принимать решения быстро и эффективно.

7. Юридические основания

Установка домофонов без согласия собственников является незаконной. В рамках программы «Безопасный город» новые домофоны могут быть установлены только по решению общего собрания собственников. Если решения общего собрания отсутствуют, правовые основания для производства работ по замене домофонов в МКД отсутствуют.

8. Практика управляющих компаний

Управляющие компании должны учитывать мнение собственников и не устанавливать домофоны без их согласия. Если управляющая организация устанавливает домофон на свои деньги, она не может впоследствии требовать от собственников платы за его установку и обслуживание. Собственники имеют право определять, с какой компанией они хотят заключать договор на установку и обслуживание домофонов.

9. Объединение в единую сеть

Умные домофоны в МКД могут быть интегрированы в единую сеть с доступом к системам экстренных служб округа. Это позволяет контролировать входящих и выходящих из подъезда, управлять устройством удаленно, вести видеозапись и оповещать граждан о возгораниях и других экстремальных ситуациях в МКД. Однако и в этом случае необходимы соответствующие решения общего собрания собственников.

В заключении, установка и обслуживание домофонов в МКД должны проводиться с учетом юридических норм и прав собственников. Собственники имеют право принимать решения о включении платы за обслуживание домофона в платёжный документ и заключать договоры напрямую с подрядными организациями. Управляющие компании должны обеспечивать прозрачность и обоснованность затрат, а также уважать мнение собственников при принятии решений по установке и обслуживанию домофонов.

Заказать целый год обновлений реестра собственников жилья по цене одного создания реестра можно на нашем сайте в разделе личный кабинет.

Подключайтесь к нашему сервису уже сегодня.

ReestrDoma.ru это:

  • составление реестров собственников, срок 1-2 рабочих дня
  • ежемесячные уведомления обо всех изменениях в доме (купли-продажи/вступления в наследство, наложения/снятия ограничений на помещения).
  • модуль «Подготовка документов для проведения собраний»
  • модуль «Взыскание дебиторской задолженности»
  • модуль «Автоматизированные ответы на запросы от Соцзащиты в ГИС ЖКХ»
  • модуль Сайт для УК/ТСЖ/ЖСК и СНТ/ГСК
  • модуль «Цифровой паспорт дома для ГИС ЖКХ»