На ком лежит ответственность по платежам, если в свидетельстве о праве собственности и квитанциях за коммунальные платежи указаны разные люди?

Автор: Мила Королёва

0

Давайте рассмотрим ряд схожих, но таких разных историй, и на их примере выясним, как модно обезопасить себя от внезапных задолженностей по коммунальным платежам.

Тамара Васильевна решила, что ей надоел суетливый городской ритм жизни, и решила перебраться за город, поближе к природе, присмотрела участок с домиком, продала свою квартиру в центре и вот уже 5 лет как спокойно наслаждается птичьим пением по утрам, парным молоком и свежим воздухом. Как внезапно...

Смс от банка: "с карты МИР **** взыскана сумма для погашения задолженности по исполнительному производству №12/3/45-ИП". А дальше после нескольких месяцев "невероятных и запутанных приключений" (нет!) у судебных приставов Тамара Васильевна выясняет, что в квартире, проданной несколько лет назад, накопился приличный долг по коммуналке.


В ресурсоснабжающей организации не зафиксировали данные о смене собственника, квитанции всё так же приходили на имя Тамары Васильевны, а новый собственник решил, что можно не платить, раз квитанции не на него.

А далее Тамаре Васильевне предстоит ещё немало времени провести в различных инстанциях, чтобы доказать, что она уже долгое время не имеет отношения к этой квартире, добиться отмены судебного приказа, и вернуть ошибочно списанные средства.

Всё конечно же хорошо кончилось! Новый владелец погасил долг, старой хозяйке приставы вернули деньги, но вот потраченные нервы и время, увы, не возвратить.

Игорь Петрович, наоборот, решил, что нужно перебираться из провинции в места более перспективные и густо населённые. Продал квартиру, а перед продажей собрал все квитанции об оплате, на фото зафиксировал показания счётчиков, даже новых владельцев уведомил, что платежи погашены. И спокойно уехал. А через некоторое время получил звонок от РСО о наличие задолженности. Новые жильцы, тоже решили, что могут не платить, раз квитанции приходят на старые ФИО.

Да, Игорю Петровичу не пришлось неделями дозваниваться до приставов и возвращать деньги, как Тамаре Петровне, но пару-тройку дней на поездку на малую Родину пришлось потратить, чтобы доказать, что он больше не собственник, что при продаже задолженностей не имелось, и расторгнуть договор с РСО.

Вероника, будучи студенткой, несколько лет снимала квартиру, решала хозяйственные вопросы и взаимодействовала с РСО, после обзавелась собственной жилплощадью. И тут ей поступает звонок от местного водоканала, в котором автоответчик приятным женским голосом сообщает о наличии задолженности. Но это какая-то ошибка! Вероника всегда своевременно оплачивает квитанции и передаёт показания счётчиков.

Звонки повторяются из месяца в месяц, наконец девушка решает разобраться в чём причина и перезванивает в ресурсоснабжающую организацию, где ей сообщают, что по её квартире задолженностей нет, зато номер Вероники указан в качестве контактного по адресу, где она снимала квартиру. Оказывается, хозяйка, надеясь на добропорядочность квартиросъёмщиков, не проверяла квитанций, а они накопили долг. И пускай времени здесь потрачено от силы полчаса, сколько стресса пришлось испытать Веронике, пока она докопалась до сути.

Все три примера наглядно демонстрируют почему важно поддерживать связь между жильцами и РСО, причём, важно обеим сторонам.

Для ресурсоснабжающих организаций и УК это важно, чтобы следить за должниками и вести с ними работу по предотвращению появления или взысканию уже имеющихся задолженностей. Для собственников, это нужно, чтобы не оказаться на месте героини первой истории и не потратить многие месяцы, чтобы доказать свою непричастность к долгу, или как хозяйка из третьей истории, которая и знать не знала, что квартиросъёмщики не платили за коммунальные услуги. Во всех случаях это взаимовыгодное сотрудничество.

Ниже приведён примерный план действий, чтобы не оказаться в ситуациях, как у наших героев.

Если Вы покупаете жильё:

  • Запросите копии квитанций за несколько последних расчётных периодов, а так же подтверждение об отсутствии/погашении задолженностей по коммунальным услугам и платежам за кап.ремонт;
  • Лично обратитесь в РСО и УК с документами о переоформлении собственности, предоставьте свои контактные данные. Даже если возникнет долг или спорная ситуация, пусть Вы узнаете об этом как можно раньше, до судов, исполнительных производств и взысканий, тогда, когда решить вопрос можно гораздо проще;
  • Перезаключите договоры с Ресурсоснабжающими организациями;
  • По возможности, получите письменное подтверждение об отсутствии задолженностей, на момент перезаключения договора и о самом факте перезаключения.

Если сдаёте жильё:

  • Запрашивайте у квартиросъемщиков подтверждение платежей за ЖКУ, либо оплачивайте сами;
  • Поддерживайте связь с УК и РСО, и помните "Управдом - друг человека!". Именно благодаря им Вы можете узнать о недобросовестных действиях квартирантов и вовремя принять меры.

Если Вы продаёте жильё:

  • Погасить все платежи за коммунальные услуги;
  • Сохранить бумажные квитанции и чеки или скрины/копии в электронном виде. В общем те подтверждения, которые будут храниться у Вас на руках, а не где-то ещё, где их могут и не найти потом.
  • Обратиться в УК/ТСЖ, РСО и предоставить информацию о факте продажи жилья;
  • Расторгнуть договоры и получить письменные подтверждения о расторжении и отсутствии задолженностей.

Если Вы представитель УК/ТСЖ/РСО: 

  • Проводите работу с населением;
  • Донесите до собственников, хоть даже на вышеописанных примерах, о том, насколько важно взаимодействие между вами и ними, собственниками;
  • Расскажите, почему так важно поддерживать реестры собственников в актуальном состоянии, что сотрудничество выгодно обеим сторонам.

Задать вопрос