Аварийно-диспетчерская служба для УК/ТСЖ.
11 апреля 2022
Автор: Мария Букреева
В каждом УК или ТСЖ, согласно Постановлению Правительства № 416, должна быть создана аварийно-диспетчерская служба (АДС) для разрешения аварийных ситуаций.
Что такое АДС?
АДС - это специализированная служба, осуществляющая деятельность по устранению аварийных ситуаций и осуществляющая текущий контроль за инженерными системами многоквартирного дома (МКД).
1 марта 2019 года были приняты поправки к Постановлению Правительства № 331. Они говорят о том, что управляющая компания отвечает за то, чтобы аварийное обслуживание оказывалось жителям многоквартирных домов вовремя.
В новой редакции п. 10 Правил № 416 более подробно описана деятельность АДС:
- проверка внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов;
- контроль качества коммунальных ресурсов;
- круглосуточная регистрация и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 Правил № 416, заявки собственников и пользователей помещений в МКД по предоставлению услуг, содержанию общего имущества в доме, об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнению других обязательств управляющей организации, указанных в договоре;
- оперативно принимает меры по обеспечению безопасности граждан при возникновении аварийных ситуаций или возможной угрозы.
Важным для управляющей организации является организация аварийно-диспетчерской службы и контроль ее работы, поскольку именно управляющая компания ответственна за нее. Бывает такое, что АДС может быть собственной или передана подрядной организации (п. 9 Правил 416). Если нанят подрядчик, и он некачественно выполнил работу, то к административной ответственности будет привлечена УК. Впоследствии УК может потребовать от сторонней АДС возмещение убытков.
Обязанности УК:
- контроль состояния имущества;
- подготовка к отопительному сезону;
- обеспечение работоспособности внутридомовых сетей;
- поддержание надлежащего состояния сетей;
- обеспечение соблюдений Правил пожарной безопасности.
АДС должна работать в круглосуточном режиме, также в праздничные и нерабочие дни. Для этого можно нанять сотрудников; заключить договор с организацией, оказывающей услуги АДС; договориться напрямую с ресурсоснабжающей организацией. Ночью или в выходной на аварию выедут только в том случае, если есть угроза жизни (к примеру, неисправная система газоснабжения). Поэтому важно чтобы УК ответственно контролировала работу АДС и вовремя оплачивала счета.
Управляющей компании не должна подвергать жителей опасности, не должна допускать аварийных ситуаций или быстро на них реагировать и устранять. То есть качественно организовать и выполнять свои обязанности в сфере аварийного обслуживания.
Порядок и срок принятия и исполнения заявок.
Диспетчер АДС:
-принимает заявки от жителей,
-регистрирует заявки,
-организует выполнение (оперативно направляет специалистов на место аварии),
-составляет отчет о выполнении,
-сообщает заявителю номер заявки и регламентные сроки ее выполнения.
Постановление Правительства № 331 изменило нормы деятельности аварийно-диспетчерских служб. Правки вступили в силу 1 марта 2019 года. Эти правки расширили список обязанностей АДС и дали четкие сроки их выполнения:
5 минут на ответ на звонок; если звонок не был принят – 10 минут на инициирование связи со звонившим (перезвонить; дать клиенту возможность оставить голосовое или электронное сообщение, на которое также нужно среагировать в течение 10 минут).
30 минут с регистрации заявки отводится на локализацию повреждений систем водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.
2 часа на устранение засоров системы водоотведения.
2 часа на устранение засора мусоропровода.
не более 3 суток должно уйти на ликвидацию аварийных ситуаций в системах водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.
Сроки исполнения необходимо сообщить заявителю в течение 30 минут со времени регистрации его заявки. Если произошла авария в системах водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, управляющая компания уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования.
Если АДС не соблюдает эти сроки – это грубое нарушение лицензионных требований (подп. «з» п. 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Еще стоит учесть, что работа АДС должна осуществляться в соответствии с требованиями законов России, направленными на обеспечение тишины и покоя граждан.
Что делать если УК не исполняет свои обязанности?
Если управляющая компания не исполняет свои обязанности по АДС, то жители могут написать жалобу в двух экземплярах в УК на имя руководителя. По истечение 10 дней они могут обратиться в Роспотребнадзор или в прокуратуру и суд, если управляющая организация не выполняет своих прямых обязательств по АДС и тем самым создает опасные ситуации для жителей.
Существуют штрафы за ненадлежащую работу АДС управляющих организаций. Закон о диспетчерской службе в ЖКХ признает это грубым нарушением лицензионных требований.
Размер штрафа:
-Должностным лицам 150-250 тыс. руб.
-Юридическим лицам 300-350 тыс. руб.