Анализ лучших практик сферы ЖКХ в мире

Автор: Мила Королёва

0

Мы все живём в обществе, взаимодействуем с соседями и друзьями, заводим деловые знакомства и отношения и основываем своё представление о мире, окружении и моделях поведения на личном опыте и сравнении своего опыта с опытом окружения. Если не иметь возможности сравнивать между собой разные ситуации, мы не сможем стремиться к чему-то или, наоборот, всячески избегать нежелательного стечения обстоятельств. В масштабе государств, всё происходит примерно так же: есть опыт, накопленный поколениями, лично приобретённый опыт и сравнение с тем, как у других. Сравнение необходимо для возможности выбирать максимально приемлемые практики и методы, для эффективного вложения ресурсов и минимизации потерь.

Анализируя международный опыт, можно избежать ряда ошибок и внедрить что-то инновационное, экономически выгодное и удобное. Однако, следует помнить, что разные климатические условия, протяженность территорий, уровень жизни и возраст населения, оказывают существенное влияние на политику ЖКХ в той или иной стране, поэтому бездумное перенятие, возможно классных и удобных, зарубежных идей может привести к абсолютному краху в отечественных реалиях.

Давайте рассмотрим общие направления политики ЖКХ в мире.

Почти все развитые, развивающиеся и, даже страны третьего мира, оказывают своим гражданам жилищно- коммунальные услуги, потому перенятие опыта вполне логично и оправданно. Для получения качественных услуг ЖКХ и контролем за их оказания, за рубежом  собственниками/арендаторами создаются различные некоммерческие потребительские организации, они объединяются друг с другом или пайщиками, для упрощения и ускорения решения общих проблем: комплексным управлением недвижимостью, эксплуатации, владением, использованием и распоряжением имуществом.

К примеру, жители ряда стран освобождены от обязательств уплаты налогов, это  Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и Кувейт.  Наличие богатых запасов природных ископаемых, покрывает расходы государств на коммунальные услуги жителей, но, допустим в ОАЭ данная программа распространяется только на граждан страны, в то время как приезжие оплачивают коммунальные услуги. А вот граждане Туркменистана освобождены от оплаты коммунальных услуг, по причине бедности страны, у граждан нет возможности для погашения счетов, поэтому в данном государстве действует такая социальная программа.

В ряде других стран, зачастую с давно устоявшимся капиталистическим строем, услуги в сфере ЖКХ оказывают частные компании, например в Соединенных Штатах Америки законодательство устроено так, что перед ним равны все: бизнес, частные лица. Благодаря конкуренции на рынке оказания услуг жилищно-коммунальной направленности, организации в США отвечают перед гражданами за невыполнение обязательств по договору перед законом. Стоит ровняться на подобную практику, но пока, в нашей стране это маловероятно, ввиду повсеместной монополизации, с которой наше государство борется, но пока не искоренило.

Франция, Бельгия и Великобритания демонстрируют смешанный подход в оказании услуг ЖКХ, тарифы на услуги регулируются путём выигрыша тендера или напрямую властями, обслуживание ведётся фирмами-частниками.

С другой стороны, отношение европейских граждан к ресурсопотреблению разительно отличается от привычного всем нам, это относится и к вопросам экологии, умеренного потребления и раздельного сбора мусора, и к ценовой политике. В Европе зачастую собственники сами решают каковой будет температура обогрева в помещении, но это решение не всегда продиктовано комфортностью среды, случается, что на выбор влияет высокая стоимость услуг ЖКХ.

Лучшие практики в сфере ЖКХ на данный момент.

В наше время, и на протяжении уже не первого десятка лет, одним из лучших стандартов оказания жилищно-коммунальных услуг, считается опыт Швеции, это касается и качества оказания услуг и экологичности этих самых услуг. Данное положение вещей сложилось во многом благодаря уровню жизни населения, не секрет, чем он выше, тем выше осознанность граждан, их осведомлённость и качество жизни. Ценообразование строится на основе осознанного и аккуратного потребления и выбора необходимых услуг – чем аккуратнее обращение с жильём, тем ниже кварплата. Качество оказания услуг контролируется союзами и ассоциациями квартиросъемщиков и жилищным судом. Одна из главных причин качественного оказания услуг – отсутствие коррупции, что так же напрямую коррелируется с уровнем жизни населения – когда у человека всего в достатке, его значительно труднее затянуть в коррупционные схемы.

А вот пример того, как наша страна переняла зарубежный опыт: 

Немецкие МКД управляются по аналогии с Российскими ТСЖ. Жильцы ежемесячно вносят определенную, установленную в ходе общих собраний сумму, в единую кассу. Так же на общих собраниях договариваются об обеспечении обслуживания придомовых территорий, самостоятельном иди оплате клининговых услуг.  Каждый собственник самостоятельно заключает договор на оплату газа, воды и элктроэнергии, отопление зачастую местное – газовое или электрическое, от бойлера.

Отдельно следует выделить утилизацию мусора, путём осознанности граждан и крупных штрафов со стороны государства, а так же ограничений по объёму выбрасываемого мусора, удалось достигнуть перехода на раздельный сбор.

Как видно, одним из главных залогов успешной и качественной работы сферы ЖКХ, как и многих других, является уровень жизни населения. Так же мы с вами убедились, что не только мы проводим собрания собственников МКД, но и ведущие страны Европы, и это входит в число лучших практик. Не могу точно сказать, как немцы проводят свои собрания собственников, думаю, в этом плане у них всё значительно проще. А вот в нашей стране, если  жильцы не желают сотрудничать, и Вам недостаточно данных для проведения собрания, или не хочется возиться с долгими заполнениями бумаг и подсчётами, вы всегда можете обратиться в ReestrDoma.ru, мы обязательно поможем и сделаем процесс подготовки к собранию проще и приятнее.

Задать вопрос